Визит Богдо-гэгэна IX Джецун Дампа Халха Ринпоче в Монголию

 

10 ноября 2009
Bogdo Gegen Rinpoche
П
риезд Его Святейшества Богдо-гэгэна IX Джецун Дампа Халха Ринпоче (монг.: Жавзандамба хутагт, Джебцзундамба-хутухта) – духовного наставника монгольских народов – всегда одно из важнейших событий для буддистов Монголии и России. В предыдущем рождении он был великим ханом Монголии. Как великий святитель, пользовавшийся всеобщим почитанием народа, Богдо-гэгэн VIII – великий хан монголов – стоял у истоков современной монгольской государственности. Без него не было бы независимого Государства Монголия.
В 1924 г. Богдо-гэгэн VIII оставил этот мир, и вскоре на религию и духовенство Монголии обрушились коммунистические репрессии. Монахи были частично истреблены, частично переведены в мирское состояние. Все монастыри были закрыты, почти все разрушены. Красные запретили искать следующее перерождение Богдо-гэгэна, что было нарушением введенной ими же Конституции. Позже коммунисты взяли власть и в Китае. Поэтому, хотя новое перерождение Богдо-гэгэна и нашли в Тибете, этот факт долгое время держали в тайне.
Но мир постоянно меняется. Изменился и общественный строй в Монголии и России. В сентябре 1991 г. официально объявили о выявлении Богдо-гэгэна IX Джецун Дампа Халха Ринпоче. Он был выявлен и интронизирован в полном соответствии с канонами и традицией, его признал Далай-лама XIV.
Богдо-гэгэн IX неоднократно бывал в России и других странах. Однако в Монголии до недавнего времени он был только один раз – в 1999 г. К удивлению наблюдателей, тогда оказалось, что монголы гораздо ближе к Богдо-гэгэну, чем думали раньше. В монастыре г. Эрдэнэт ему предложили почетное место и печать, удостоверяющую его статус. Подчеркивалось, что он является духовным лидером Монголии.
Изображение Богдо-гэгэна VIII в возрасте 25 лет Богдо Геген РинпочеБогдо-гэгэн IX очень хотел вновь посетить страну, связанную с ним духовными узами. Кроме того, многолетнее насаждение атеизма в Монголии не смогло уничтожить духовность. Народ обращается к религии, буддисты хотят видеть своего коренного наставника и религиозного лидера. Монгольское духовенство, начиная с Хамбо-ламы главного монастыря – Гандантэгчинлин – сумело добиться нового визита, несмотря на большие трудности.
В связи с этим, нынешний визит – в октябре – ноябре 2009 г. – имеет особое значение и встречает поддержку самых разных слоев монгольского общества. Богдо-гэгэн IX прибыл по приглашению Центра буддистов монастыря Гандантэгчинлин. Визит запланирован до 21 ноября 2009 г. В течение этого времени, согласно программе, проходят встречи с ламами, учениками и верующими, даются лунги. Программа визита предусматривает дарование лунгов на Мани, Мигзэм, Ганданлхавжама, Тару, молитвенное чтение – благопожелание многих лет всем верующим Монголии.
Программа предусматривает, что Богдо-гэгэн посетит монастыри Гандантэгчинлин и Манджушри-хийд (район Улан-Батора), затем совершит поездку по стране с посещением монастырей Эрдэнэ-Дзу, Дамбадаржаалин, Дашчойлин, Манба-дацан, Тувдэнпэлжээлин (монастырь монгольских астрологов), Нархажид, дацанов Дэчингалба и Бадам-Ёга, монастыря Гэцогдаржаалин Хараагийн Дарь-Эхэ ламы (город Дархан). В "UB Palace" в Улан-Баторе для учеников и верующих Богдо-гэгэн IX прочитал благопожелание многих лет жизни. В конце своего визита он посетит Высшую религиозную школу им. Дзанабадзара. В конце визита будет вознесена молитва Бат-Оршил – просьба к хубилгану не покидать настоящее бренное тело, но жить для блага верующих и духовного руководства ими.
По прибытии в столицу Монголии – Улан-Батор – Богдо-гэгэн IX был торжественно встречен в аэропорту. По монгольскому телевидению был показан документальный фильм о его предыдущем визите в страну в 1999 г. Монгольские радио и телевидение начали освещать визит. Ежедневно шли специальные передачи и интервью. С 27 октября по телевидению шла строка или официальное сообщение с благопожеланием Богдо-гэгэна монгольскому народу. Он ежедневно встречается с хамбо-ламами, участвует в хуралах, дает учения в монастыре Гандантэгчинлин, аудиенции частным лицам. В частности, аудиенцию получили ведущие монгольские историки.
27 октября Богдо-гэгэн IX участвовал в церемонии возведения на трон седьмого перерожденца (хубилгана) Донхор-хутухты монастыря Манджушри-хийд. Седьмому перерожденцу сейчас двенадцатый год, он сын одного из лам Центрального аймака Монголии. В церемонии приняли участие многие высокие ламы; хамбо-ламы читали религиозные книги.
Седьмого хубилгана Донхор-хутухты (Манджушри-хутухты) ламы и ученики просили выявить еще во время визита Богдо-гэгэна в 1999 г. Проведя поиски согласно указанию Богдо-гэгэна, ламы послали ему список из 28 детей, один из которых был выявлен как искомый перерожденец. Это двенадцатилетний мальчик по имени Цэвэндорж.
Вид монастыря Манджушри-хийд до революции 1 ноября Богдо-гэгэн посетил монастырь монастырь Манджушри-хийд (основан в 1733 г.), находящийся на южном склоне священной горы горы Богдо-ула к югу от Улан-Батора. В своем предыдущем рождении Манджушри-хутухта был настоятелем этого монастыря. Тогда его мирское имя было С. Цэрэндорж, он был крупным религиозным философом, приближенным Богдо-гэгэна VIII, некоторое время исполнял обязанности премьер-министра. К началу ХХ в. в его монастыре было 20 храмов и 350 монахов. Именно в этот монастырь Богдо-гэгэна VIII доставил специальный отряд барона Р.Ф. Унгерна после того, как освободил хана Монголии из-под китайского ареста в феврале 1921 г. Манджушри-хутухта Цэрэндорж был расстрелян красными в 1937 г., на следующий год та же участь постигла всех остальных монахов, а сам монастырь был разрушен. К настоящему времени отстроен лишь один храм, используемый как музей.
Современный вид монастыря Манджушри-хийд В интервью монгольскому агентству "Монцамэ" Богдо-гэгэн подчеркнул, что приехал в Монголию с единственной целью – развивать буддийскую религию. Он особо отметил, что буддизм – это не столько внешние проявления, сколько внутренняя вера, понимание и осознание религии. Религиозная деятельность должна идти согласно канону, монахи должны поддерживать между собой и между верующими дружественные отношения, объяснять значение религиозных учений и книг.
Богдо-гэгэн отметил, что у него всегда сохранялась связь с учениками через их молитвы, через религиозное учение. Это как связь отца с детьми, учителя с учениками. Как монголы не потеряли драгоценную веру в Богдо, так и он сам ни на минуту не терял духовную связь с ними. Очень важна связь "учитель – ученик". Он обязательно должен был приехать в Монголию, как Бодхисаттва, отвечающий за нее.
Касаясь вопроса о будущем буддийской религии в Монголии, Богдо-гэгэн указал, что народ и религиозные лидеры не должны забывать о религиозном образовании, тем более что многие ученые ламы Тибета были монголами. Он не исключил, что следующее перерождение примет в Монголии, если ее жители будут умножать добродетели и благопожелания.
Храм Мэгжид-Жанрайсэг монастыря Гандантэгчинлин в Улан-Баторе Касаясь своей биографии, Богдо-гэгэн IX отметил, что с раннего детства в нем видели перерожденного Богдо-гэгэна VIII. В четыре года он стал изучать тибетские буквы, немного разговаривал по-монгольски. Его учителем был Радэн Ринпоче, имевший большую политическую власть. В возрасте семи лет его отправили в школу Гоман-дацана. Изучение буддийской философии, позволяющее постичь Пустоту, шло до 20 лет. Охранители Далай-ламы – чойчжоны Нэчунг и Гадан признали в нем перерождение Богдо-гэгэна VIII. В 1959 г. пришлось уйти в Индию и много лет прожить простым беженцем, испытав разные занятия – от земледелия до торговли шерстяными рубашками. В 1991 г. прошла официальная интронизация Джецун Дампы Халха Ринпоче.
Один из храмов дворца Богдо-гэгэна VIII в Улан-Баторе В прошлый приезд Богдо-гэгэн IX посещал дворец Богдо-гэгэна VIII в Улан-Баторе. На вопрос корреспондента он ответил, что там пробудилась его память о дарах в прошлой жизни – как будто все пронеслось перед глазами.
В конце интервью Богдо-гэгэн IX призвал монгольский народ умножать добродетели и добрые благопожелания, много и от всего сердца читать Мани и Мигзэм, почитать и возносить Авалокитешвару, быть исполненным сострадания и думать о Пустоте. Самое главное – миролюбие. Ламы и хувараки должны держать в чистоте духовные обеты, высоко почитать принцип "учитель – ученик". Религии Будды надо следовать строго по канону. Буддийское учение – это соединение метода и мудрости. Метод – это Сострадание, мудрость – это Пустота. Все Учение Будды умещается в Мани.
Богдо-гэгэн отметил, что Далай-лама наказывал ему давать учения Цонкапы "Этапы пути Просветления", Ганданлхавжанма, давать посвящение Калачакры. Но сейчас он уже стар, неважно себя чувствует, потому не может дать большое посвящение Калачакры, однако дал лунги на Ганданлхавжанма, Мани и Мигзэм.
Визит является очень насыщенным, и не удается сделать все, что хотелось. Кроме того, в Монголии сейчас ветрено и морозно – днем до 20 ниже нуля, ночью температура опускается ниже 30. Поэтому поездку Его Святейшества в древний монастырь Эрдэнэ-Дзу пришлось отменить.
Визит Богдо-гэгэна IX в Монголию продолжается.